Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Культурная летопись Иркутска

Авторский проект Андрея Жилина и арт-группы "Ноосфера"

ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

"Лаборатория жизни"

Иркутск, ГВЦ им. В.С.Рогаля

Художник Андрей Жилин в октябре 2002г. издал новый каталог по современному искусству Иркутска. Разработал и экспонировал арт-проект "Лаборатория жизни". Лучшие работы проекта выставил в Москве на международной ярмарке современного искусства «Арт-Манеж». Был снят видеосюжет "Культурная летопись Иркутска", который показали в эфире телеканала "Россия"Художник Андрей Жилин в октябре 2002г. издал новый каталог по современному искусству Иркутска. Разработал и экспонировал арт-проект "Лаборатория жизни". Лучшие работы проекта выставил в Москве на международной ярмарке современного искусства «Арт-Манеж». Был снят видеосюжет "Культурная летопись Иркутска", который показали в эфире телеканала "Россия"

На открытии выставки публике был представлен новый Арт-каталог. Главной идей этого каталога стало создание Лаборатории коллективного творчества. Каждый автор представил не только свои работы но и концептуальное изложение своего кредо, размышления о том каким должно быть искусство в новом тысячелетии и посыл к зрителям пробудить в себе Художника.Творческие портреты участников выставки. Хороший художник не то что из собственной жизни - из собственного облика может сделать артефактТворческие портреты участников выставки. Хороший художник не то что из собственной жизни - из собственного облика может сделать артефакт

 

Мнение искусствоведа, принявшего участие в подготовительной арт-программе:

Кто-то скажет, что наука и искусство, совершенно разные стороны жизни человека, и ничего общего между ними не может быть. Но если задуматься и постараться проследить историю развития человечества за последние два тысячелетия, можно с уверенностью утверждать — большую часть этого пути человек проследовал, считая сферу знаний и искусство основными причинами эволюции. Очень часто желание творить заставляло человека делать новые научные открытия, и напротив научные открытия становились причиной возникновения очередного скачка в изобразительном искусстве. Таким образом, синхронное существование искусства и науки, имея общие корни в теории познания мира, вновь встретились под названием «НООСФЕРА».Презентация на Вернисаже видеоинсталляции "Говорящая голова" Презентация на Вернисаже видеоинсталляции "Говорящая голова"

Но какая сфера знаний лежит в основе творчества художников объединения «Ноосфера» и что заставило художников в начале 21 века вновь обратиться к «научным» занятиям в поисках источника своего вдохновения.

Ф. Ницше предлагал «взглянуть на науку под углом зрения художника, на искусство же — под углом зрения жизни…». Но согласно законам жизни современный мир предстает пред художником, как некий бесконечный «универсум», без начала и конца, несущий в себе печать человеческого творчества. В то же время, этот непонятный, неподвластный человеку, мир несет в себе устрашающий, затаенный иррациональный хаос. И если художники первой волны авангарда ощущали себя воистину демиургами нового искусства, то современные художники обнаруживают, что порожденный человеком мир оторвался от своего создателя и обрел над ним невиданную власть, грозя затопить его разум неуправляемым потоком информации.

перформанс "Говорящая голова"перформанс "Говорящая голова"

Современные художники ссылаются в обоснованиях собственных инноваций на открытие неклассической математики и физики. Суть этих открытий заключается в утверждении вариативности и многомерности главных принципов природного бытия и познания. Художнику, более чем кому-то другому, понятны парадоксы и странности, с которыми столкнулись современные физики (исчезновение материи, проваливающейся в «Ничто», быстрая изменчивость микрочастиц, их метаморфозы и т. д.).

Художник уподобляется ученому — заглядывая в атом или ген, представляя невидимое излучение, запечатлевая на холсте исчезнувшие микрочастицы или волны, или проникая в темные закоулки человеческой психики. Современный живописец жаждет расширить пространственные границы своего видения. Прорываясь в просторы космоса, или погружаясь в неизведанный мир подсознания, чтобы своими творческими новациями проторить путь в царство иного бытия, иной духовности, иного человека.     

Работы множество раз иллюстрируют давнюю романтическую идею творящего хаоса, которая в наше время вызрела в ядерных ускорителях, в лабораториях биологов, в астрономических обсерваториях.

Не быт и не история, не Бог и не человеческая личность интересует художника — авангардиста, прежде всего, а творимый им как откровение и как явление новый мир завтрашнего дня.Сладкие арт-объекты от спонсоров. Жаль, что они экспонировались только несколько часов на Вернисаже)Сладкие арт-объекты от спонсоров. Жаль, что они экспонировались только несколько часов на Вернисаже)

Мир заново или мир впервые — это и есть мир будущего. И художник его не просто познает, предвещает или предчувствует, он его, прежде всего, творит. Даже если живописец не строит никаких далеко идущих планов, его творчество все равно заряжено то ли благой, то ли погубительной страстью пересоздания искусства, а вместе с ним человека и мира, в котором этот человек живет.Железный арт-объектЖелезный арт-объект

Любой настоящий художник всегда неповторим и своеобычен даже в условиях канона. Что же говорить о времени, когда любая норма или закон или правило стали необязательными? Общеизвестно, что современного мастера отличает совершенно особое, невиданное ранее, безудержное стремление к новизне, во что бы не стало. Художник-авангардист заряжен испепеляющей энергией разрушения, неукротимым желанием переменить, переосмыслить, переделать, переоценить. В его творчестве демон разрушения и гений созидания существует как сиамские близнецы, всегда вместе в вечном споре-согласии.

Если попытаться обобщить приемы художников объединения «Ноосфера», можно увидеть, как сорвались с места, завертелись в вихре предметы и фигуры, дробясь на части, разлетаясь и соединяясь снова, как пересекаются геометрические плоскости, как возникают, словно в страшном сне, нереальные фантомы, а живопись иногда перестает быть сама собой. Возможно, это воплощение неукротимой «пространственной души европейского человека»?, устремленного к покорению просторов Вселенной, к дерзкому проникновению по ту сторону дозволенного.арт-проект "Лаборатория жизни"арт-проект "Лаборатория жизни"

Перед нами живой образ хаоса, хаоса творящего, из которого, быть может, родится Космос, а пока это как раз и есть промежуточное состояние «между», когда авторская воля и авторский замысел готовы раствориться в стихийном разрушительно-созидательном процессе.

Техника масляной живописи кажется слишком грубой, вещественной, плотной для материализации визионерских фантазий художника, в рисунке же слишком явственно присутствие авторской воли. Не случайно он изобретает множество новых техник, таких как фротаж и гратаж, способных смягчить рациональную жесткость рисунка и материальную «телесность» живописи.

Творческие эксперименты авангарда чаще всего осуществлялись где-то в серединном пространстве, между открытой религиозностью и нерелигиозной идеей (интуицией) космического всеединства.

Современные художники-авангардисты еще мало чем отличаются от объединений прошлого века, а даже, напротив, в чем-то их подытоживают. Живопись 20 века похожа на стремительно развивающуюся Вселенную авангардистских направлений и объединений, стремительно сменявших друг друга. Множились манифесты, программы, каждый из мастеров спешил обосновать и доказать на деле оригинальность, а иногда революционность нового метода.

Возможно, в поисках нового художественного взгляда на искусство многие опыты авангардистов зашли в тупик, утратив художественную перспективу и эстетическую значимость, в то же время они были и остаются разведкой неизведанных путей, исследованием новых возможностей неклассического мышления и творчества. И, наверное, неслучайно в современном искусстве оказались стянуты в единый узел прошлое и будущее, при этом без определенных границ, подобно как нет границ нашему миру, человеческому сознанию и живому искусству.

 Екатерина Победаш, искусствовед, Иркутск

 

Пресса о выставке:

В «Лаборатории жизни» грядут открытия и изменения привычного уклада

Хорош или плох мир, в котором мы живем? Действительно ли гениален Творец, создавший его? Может быть, стоит кое-что изменить, что-то добавить или убрать, там — побольше ярких мазков, здесь — слегка подретушировать?… Такими вопросами задались организаторы и участники художественной выставки, открывшейся в среду в Доме Рогаля. Выставка так и называется: «Лаборатория жизни».

арт-объект с выставкиарт-объект с выставки

Уже на входе вас встречают два человекообразных существа в черных комбинезонах, с половинчатыми лицами и антеннами над головой — это лаборанты. Существа улыбаются и вручают каждому по специальной таблетке. Проглотив ее, принимая правила игры, вы более не принадлежите к тому привычному миру, оставшемуся за стенами дома Рогаля. Вы отрекаетесь от себя, от своей прежней сущности, становясь частью Эксперимента.Главное - чтобы спонсоры были довольныГлавное - чтобы спонсоры были довольны

Вы окружены странными картинами, изображение которых зачастую — несколько ярких пятен, инсталляциями из старых печатных машинок, гаечных ключей, сломанными телефонами и прочим хламом технократической цивилизации. Кажется, что каждый сантиметр экспериментального пространства продуман до крайности и концептуален. Цель Эксперимента, вдохновителем которого стало творческое объединение «Ноосфера», — это попытка художественными методами проанализировать, понять, оценить современное состояние живого мира (Ноосфера — пространство, где возможна жизнь).

Запах рыбы, исходящий от огромной копченной воблы, на четырех бумажных ногах, которую по окончанию торжественной части съели, напоминает о тех стародавних временах, когда предки человека еще не вышли из первобытного океана на сушу и прекрасно чувствовали себя в окружение таких же «вобл». Лаборанты — уже что-то из области фантастики: мутировавшие существа конца третьего тысячелетия. Таким образом обозначена широта исторического материала, привлекаемая для Эксперимента. Что касается фантазии, с которой авторы препарируют реальность, — она не знает границ.

Выставка вызывает массу эмоций. Одна картина будит самые светлые чувства, другая подвергает в отчаяние, третье вызывает отвращение; следующая просто непонятна: и обижаешься и на себя не «догоняющего» современное искусство, и на художника, принимающего в расчет только свои эстетические вкусы. Но такой и должна быть авангардная выставка. Именно этот статус и старались поддержать организаторы и участники.

Андрей Коршунов газета «Канал 007», 21 октября 2002 г.

               

Третья Мировая уже началась! Считают иркутские художники

 

«Ноосфера» как трамвай, движущийся по определенному маршруту. В него входят и выходят пассажиры. Кто-то сел на первой остановке и едет до конечного пункта — музея современного искусства в Иркутске», — так описал проект его руководитель Андрей Жилин.

Сейчас в доме Рогаля проходит выставка современного искусства под названием «Лаборатория жизни».

По словам Андрея Жилина, в первую очередь выставка рассчитана на молодых людей, так как они интересуются современным искусством больше, чем старшее поколение. Главное отличие современного искусства от академической школы в его абстрактности. В работах широко используются современные, часто неожиданные материалы: от пластиковых бутылок до электронных плат.Ирина Жилина у своего арт-проектаИрина Жилина у своего арт-проекта

Основные организаторы проекта — семья Жилиных — посетовали на отсутствие в Иркутске центра современного искусства, в котором должны сочетаться музей и творческие лаборатории.

«В реализме нельзя самовыразиться, лучше природы все равно не скажешь. Талант художника — в выражении собственного видения мира», — поделилась своей точкой зрения Татьяна Жилина.

«В современном мире высоких технологий нет смысла рисовать березки и стога сена.…Какой же это вид из окна? Где небоскребы, компьютеры, достижения цивилизации? Художник должен правдиво и объективно отображать жизнь. Главное достижение современного искусства в том, что мы можем оперативно реагировать на события, происходящие в мире», — пояснил Андрей.

Так, например, после катастрофы 11 сентября в США появилась работа, посвященная разрушению небоскребов — близнецов.

В Москве на Арт — рынке выставлены работы Жилиных. Там они занимают свое место в рейтинге: их работы обладают не только духовной, но и материальной ценностью. В Иркутске же спрос на работы современных художников невелик. Одним приходится рисовать то, что пользуется успехом у покупателей, например, картины с изображением Байкала. Некоторые занимаются дизайном, кто-то преподает, живет на зарплату учителя.

Инвайронмент "Ноосфера" очень украсил выставкуИнвайронмент "Ноосфера" очень украсил выставку

На все события, происходящие в мире, у художников своя точка зрения. Название выставки организаторы объяснили так: «Третья мировая началась уже сейчас. Возникла острая угроза существования жизни на Земле. У нас родилась концепция с элементами бредовой фантастики, что если жизнь на нашей планете погибнет, эта лаборатория и воссоздаст ее в новых формах.

Юлия Королева газета «Жизнь-Иркутск», 21 октября 2002 г. 

 

Иркутяне будут отмечать день Перворыбы

Агентство «Телеинформ» 21.10.2002

Почтить память первой рыбы, от которой ведут свой род все млекопитающие, решили иркутские художники-авангардисты из объединения «Ноосфера». 16 октября был официально объявлен ими мировым днем Перворыбы.

Первый день рождения Перворыбы иркутские авангардисты отметили на открытии третьей выставки творческого объединения «Ноосфера». В память о величайшей прародительнице рода человеческого авангардисты поместили на картину большую копченую рыбину. Правда, как художественный факт, рыба существовала недолго. Потомки Перворыбы съели своего прародителя, запив его бренное тело пивом.

По предложению художников, ежегодно в День Перворыбы должен быть введен запрет на отлов рыбы не только на Ангаре и Байкале, но и во всем мире. Кроме того, в устье Ангары художники предлагают поставить памятник Перворыбе, так как по их предположению, именно здесь первая рыба вышла на сушу. А летом, в День города, художники хотят устраивать заплывы в костюмах Перворыбы.

 

 

 

  Андрей Жилин
 

Павильон «Ноосферы» на международной ярмарке
современного искусства «Арт-манеж 2002»

Арт-Манеж 2002

Агентство «Телеинформ» :

В декабре 2002г. иркутский художник Андрей Жилин и арт-галерея "НООСФЕРА" приняли участие в самой представительной российской выставке международного уровня — «Арт-Манеж», проходившей в Москве в ЦВЗ «Манеж», в которой принимали участие более 160 российских и зарубежных галерей и творческих объединений, представляющих полный спектр направлений в современном искусстве. Иркутянами были выставлены лучшие экспонаты арт-проекта "Лаборатория жизни". 

 

 

Картинки с выставки

WeChat для связиWeChat для связи 

Мои картины можно купить здесь:

 
Подписывайтесь на наш аккаунт в Instagram и вы станете первыми зрителями наших картин!
 
Уважаемые посетители сайта!

Выставки компании «НООСФЕРА» осуществляются на средства художников, иногда при поддержке ряда организаций и частных лиц. Особенно сложно теперь стало выставляться за границей (дорогие билеты, проживание, питание, аренда зала). Если Вы добились успеха в жизни и не забыли тех, кто Вам помог, и имеете возможность сейчас помочь художникам Иркутска, поддержать наши выставочные программы, нашу международную культурную деятельность, напишите нам на noosphera@bk.ru или позвоните по телефону+79025151493

Также Вы можете оказать необходимое финансовое содействие, купив произведения искусства известных художников из нашей коллекции. 

Будем признательны за любую помощь!

Через эту надежную форму от Яндекс-денег мы принимаем пожертвования для работы сайта и организации выставок художников, которые можно сделать легко и удобно при помощи банковской карты или со своего телефона. Любую сумму, сколько не жалко!

 

Яндекс.Метрика