Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Культурная летопись Иркутска

Авторский проект Андрея Жилина и арт-группы "Ноосфера"

ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

"Инсталкер"

2001 г.

Культурная программа во время Вернисажа проекта:

  • Перформанс «Открытие»
  • Письмо Гюнтеру Юккеру
  • Съедобная картина
  • Здесь был Я
  • Хэппенинг-лотерея Иркутский метрополитен
  • Двойные картины или второе дно живописи

Памятник художникам-авангардистам ИркутскаПамятник художникам-авангардистам Иркутска

Перформанс «Открытие»

Все работы, в том числе и инсталляции, закрыты черным материалом. Участники проекта под музыкальное сопровождение одновременно и не спеша снимают материал, постепенно обнажая экспозицию выставки. Скомканный материал бросают в кучу в центр зала. Экспозиция открывается перед зрителями постепенно, как проявляется плёночная фотография, иллюстрируя интимный характер творчества и ритуальный характер поведения художника в обществе. 

 

Выставочный проект «Инсталкер» (сталкер инсталляций)   

Инсталкер — проводник и человек, существующий в едином целом с природой, духовная сущность, путешествующая через века, энергетическая система и лаборатория жизни, несущая в себе всю информацию, накопленную человечеством, овладевающая ею с все большей силой. Человек — государство, человек «без якорей», не привязанный к желаниям и не цепляющийся за иллюзии, идущий по пути освобождения от причин и следствий к единению с невысказанным в себе. Инсталкер — высшее духовное существо, через которое пробиваются энергии мироздания, ритм беспредметности, являющиеся единым живым миром.

Выражение внутренней картины мира, идеи, метода постижения пути в амбивалентной форме, становится целью и методом, смыслом и стремлением; самой жизнью инсталкера. Он сам становится готовым объектом в культуре будущего и может уже считаться произведением искусства, как информационно-несущая субстанция, саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся при определенных устремлениях сознания. Сознание, как истинная природа любого человека, выражается в любом произведении, уже известном истории. Оно призвано сыграть главную основополагающую роль в формировании культуры XXI века и в реализации мирового синтеза всех элементов биосферы и в формировании качественно нового уровня в развитии цивилизации — НООСФЕРЫ.

В экспозиции представлены основные направления современного искусства в Иркутске: живопись, графика, инсталляции, дижитал-арт, видео-арт, перформанс, хеппенинг, реди-мейд, объекты… В нашем понимании ИНСТАЛКЕР — это: инсталляция+перформанс. Творческая энергия человека, направленная на воссоединение с космическим сознанием, преобразует окружающую среду, пространство внешнее и пространство внутреннее, подчиняясь единой цели, следуя принципу «Внутренней Необходимости».  

хэппенинг "Письмо Гюнтеру Юккеру"

Участники акции забивают большие гвозди в заранее приготовленный объект (деревянную дверь). В присутствии зрителей создается новый визуальный арт-объект, который тут же становится экспонатом выставки.

Символическое послание, адресованное метру современного искусства Гюнтеру Юккеру. На самом деле ему, возможно, приятно получить подобное послание из далекого сибирского города. Но, к сожалению, отсутствие финансирования не позволяет осуществить продолжение этого проекта. Мы, таким образом, пытаемся заявить Миру, что в Иркутске существуют современные художники, которые хотели бы установить контакт с единомышленниками во всем мире.


Демонстративное создание послания под сопровождение стука молотков и ритуальный характер действия, по замыслу авторов, должны встряхнуть бытовое сознание зрителей вопросами и проблемами, ответы на которые должен найти сам человек, как существо духовное и мыслящее. 

акция "Съедобная картина"

Большой торт, сделанный в виде арт-объекта актуального искусства разрезается и съедается всеми присутствующими. Произведение символизирует массовую культуру, поедаемую обывателем. Концепт, креатив и провокационность данной акции заключается в том, чтобы съесть «несъедобные вещи», молоток, гвозди, корягу, и т.д. Этот художественный объект доказывает то, что современное искусство действует всеми методами и материалами, попадающими в поле деятельности, а у всех желающих есть уникальная возможность приобщиться к современному искусству путем поедания его произведения. Кстати, на вернисаже присутствовали ярые враги современного искусства, самые настоящие мракобесы, утверждавшие, что от выставки пахнет помойкой, но почему-то торт они ели с удовольствием! 

акция "Здесь был Я"

Задача акции — спровоцировать зрителя на бессознательную творческую активность, поставив его в необычную ситуацию и дав возможность наблюдать за самим собой. Это новый опыт восприятия действительности самого себя, собственного сознания и действия, направленного на это восприятие и осознание себя как неотъемлемой части космического сознания.
Цель акции — высвобождение творческого потенциала человека для формирования ноосферы Земли.

Конструкция пирамиды символизирует взаимопроникновение пространства внутреннего и внешнего, физического и духовного.

Входя в пирамиду, вы попадаете особую зону вашего сознания.

Присутствующим предоставляется возможность порисовать фломастером, углем, маслом на бумаге, картоне в пирамиде, изготовленной из полиэтиленовой пленки. В пирамиде помещена видеокамера, транслирующая происходящее в пирамиде на монитор в экспозиции выставки.

Под воздействием духовного пространства, обусловленного космическим сознанием, Вам дается возможность выразить изобразительным языком на листе бумаги свои ощущения, отношение к миру, свои мысли, эмоции.

Ваши рисунки будут экспонироваться здесь и сейчас, а также в последующих арт-акциях. Тем самым вы активно участвуете в формировании ноосферы Земли.

 

Хэппенинг-лотерея «Иркутский метрополитен»

Во время проведения акции распространялись лотерейные билеты (в виде проездных билетов на метро). Каждый второй билет выигрышный. Выигрыш — небольшая заранее сделанная картинка с печатью «НООСФЕРЫ».

Каждый человек несет свой груз ответственности за формирование ноосферы Земли (независимо от его знаний, желаний, стремлений…) и имеет право на небольшой кусочек «НООСФЕРЫ». А кому повезет решать не нам.

Художники «НООСФЕРЫ» гуляли по городу и искали идеи для будущих арт-акций. Внезапно увидели магазин «Метро». Вход в магазин подтолкнул к дальнейшему развитию этой темы. Вход в «Метро» в Иркутске уже есть, нам это понравилось, мы решили развить эту идею. Разработали несколько маршрутов и выпустили билеты для проезда в иркутском метрополитене.

Наличие метро в городе — важный показатель его развития. Как известно, метро в городе начинают строить, когда население достигает миллиона человек. Но, к сожалению, население Иркутска не только не увеличивается, но и уменьшается, поэтому перспектива строительства метро откладывается в далекое будущее. А мы, как патриоты своего города хотим видеть его растущим, процветающим, влиятельным, вот и решили немного помечтать.

Само метро, подземная жизнь, подземная культура является одним из символов актуального искусства.

 

арт-акция "Двойные картины или второе дно живописи"

Две картины состоят из двух слоев. Первый слой представляет собой чистый грунтованный холст с написанным на нем словом «пейзаж», «натюрморт». Второй верхний слой — нарисованный на бумаге пейзаж, натюрморт. Верхний слой постепенно срывается, открывается нижний. Суть акции — в бессмысленности рисования и копирования того, что видишь перед глазами. Иногда необходимо стряхивать с себя путы привычного способа видения. Способность к точному воспроизведению увиденного становиться для художника недостаточной и утомительной. Обозначив чистую плоскость определением, мы предлагаем воспринимать картину в качестве зеркала, в котором каждый видит то, что сможет увидеть, тем самым зрителю дается возможность увидеть то, что он сам из себя представляет. В это «зеркало» смотритесь вы, но в него смотрится также и художник. Отражение в нем так же иллюзорно, как ваше собственное представление о картине. Или это иллюзорно ваше представление о себе? В конечном итоге каждый из нас хочет выразить своим творчеством как можно больше, найти новые способы выражения собственного миропонимания и изображения объектов, которые в прямом смысле слова трудно увидеть и определить. Стремление к правдивому воссозданию окружающего мира средствами живописи вполне естественно, однако, в конечном итоге, искусство не может быть основано только на создании реалистических полотен; оно заключается в генерировании идей и попытке найти собственный уникальный способ их выражения.

 

Публика, пришедшая на открытие нашей выставки, помимо вкусного фуршета бесплатно получила свеженапечатанный новый арт-каталог. Это наш первый, пилотный каталог о современной культуре Иркутска. Он стал проводником между молодыми художниками и обществом, породил дискурс о роли современного искусства в культурной жизни и развитии города. 

художник А.Суриков, участник рыбного симпозиума, рассматривает результы деятельностихудожник А.Суриков, участник рыбного симпозиума, рассматривает результы деятельности

Арт-объект "Глаз Бога"Арт-объект "Глаз Бога"

 

 

Вместо послесловия

Эта выставка для её участников стала своеобразным  Рубиконом, Прорывом и Откровением, творческим отчётом за первые 15 лет выставочной деятельности в Иркутске. К ней вёл долгий и тернистый путь –

где мы за эти годы только не выставлялись по всему городу! – на уличных вернисажах у Шпиля и Интуриста, в залах училища искусств, дома актёра, дома художника, сибирского института энергетики, творческой даче «Байкал», залах филармонии, дворца культуры профсоюзов, Госуниверситета, фойе кинотеатра Хроника и даже в областной администрации. Всего и не упомнишь… Визуальной информации о этих выставках почти не сохранилось – у нас тогда даже фотомыльницы не было, да и мы этим не заморачивались, жили в текущем моменте, творили и эксперементировали.

Одна из первых моих выставок. Ещё будучи студентом вместе с Петей Ончуковым сделали выставку в родной Альмоматер - иркутском училище искусств. Выставка получилась программной и концептуальной. Даже манифест написали!Одна из первых моих выставок. Ещё будучи студентом вместе с Петей Ончуковым сделали выставку в родной Альмоматер - иркутском училище искусств. Выставка получилась программной и концептуальной. Даже манифест написали!

А это моя первая инсталляция. "Уничтожение Венеры". Первая в истории инсталляция, экспонируемая в Иркутске! Весна 1989 года!А это моя первая инсталляция. "Уничтожение Венеры". Первая в истории инсталляция, экспонируемая в Иркутске! Весна 1989 года!

Прекрасно помню, как всё это начиналось…

Наша выставка с братом Сергеем в иркутском Доме художников, весна 1990г. Даём интервью на фоне моей картины "Вселенная"Наша выставка с братом Сергеем в иркутском Доме художников, весна 1990г. Даём интервью на фоне моей картины "Вселенная"

Я в Доме творчества "Байкал", зима 1991г.Я в Доме творчества "Байкал", зима 1991г.

Осень 1986 года. Стою на занятиях по живописи в училище искусств. Вдруг мне говорят: к тебе пришли два суровых мужика. Ну всё, думаю, сейчас бить будут… времена то тогда были беспокойные – лихие восьмидесятые… Это оказались тоже наши студенты, только вечерники – Толя Дмитраков и Юра Абращенко. Выяснилось, что у нас один препод, на то время один из самых прогрессивных художников-новаторов Владимир Соколов. И они предложили объединяться для занятий творчеством и выставок. Благо у Толика была мастерская во дворце культуры профсоюзов, где он работал художником. Так мы и стали каждый день там встречаться, до глубокой ночи, а иногда и до утра пить чай, спорить о искусстве и творить. Потом начали делать выставки. Одна из первых мне особо запомнилась – в Иркутске, во дворце культуры профсоюзов была премьера культового фильма того времени «АССА». Ну и руководство решило по этому случаю сделать выставку художников-авангардистов. Мы с Толиком решили подойти к организации выставки нетрадиционно. Одели большие сапоги и пошли гулять по свалкам. Нашли много железок, ржавых гвоздей, баков каких-то, изуродаванных пупсиков… И началась магия творчества… До руководства дошли слухи, что готовится нечто из ряда вон шокирующее – почти бульдозерная выставка в Иркутске… что делать? Запрещать уже нельзя, перестройка, гласность и т.д. Пустили слух, что вовремя открытия КГБ всех арестует. Волнение было нешуточным! На открытие Толя Дмитраков не пришёл – жена не пустила! Сказала:  какой КГБ?!, какой арест? Тебе двух маленьких детей кормить и подымать надо!

Шумная, яростная премьера «Ассы» в Иркутске стала катализатором многих динамических андеграундных процессов. А потом была осень 88-го. В училищее искусств, по традиции, нашему курсу поручили праздничное оформление к дню принятия в студенты. Ну и здесь мы решили отличиться и сломать все стереотипы – ведь мы уже стали другими – художниками авангардистами! Не буду описывать в красках элементы оформления, оно не устояло и часа, руководство училища пришло в шок и ярость, парторг Машуков лично всё снял и конфисковал. Ну всё говорит, доигрались, теперь это вещьдоки, всё отнесу в КГБ, пусть разбираются с вашей антисоветчиной. Руководство училища собрало педсовет и решило с этим покончить раз и навсегда. Как раз был итоговый просмотр за семестр и большой группе наших студентов наставили двоек и исключили. В ответ мы организовали студенческие волнения. В начале было общее собрание, где нам опять угрожали расправой, но мы сразу сделали «ход конём» - на этом же собрании Юра Абращенко встал и громко крикнул, что объявляет голодовку! Настал вечер, все потихоньку стали расходиться, а мы стали готовиться к решающей схватке. Изготовили табличку, какую-то инсталляцию из метлы, и граблей. И рано утром Юра сел на стул возле входа в училище… Что потом началось – собралась толпа народа, милиция, перекрыли движение… Жесть! Потом мы, стихийной демонстрацией, под лозунгом «Нам не надо ни какого контроля над мыслями, учителя оставте студентов в покое!» двинулись на встречу с руководством Иркутска. Мы тогда победили – отчисленных студентов восстановили, двойки исправили, ненавистную многими поколениями студентов завуча Чернову уволили, а нам разрешили рисовать всё, что хотим. Правда, обучение наших вечерников сократили на 1 год, чтобы побыстрей от них избавиться. Потом ещё был один большой педсовет и преподов тщательно инструктировали, как не допускать больше появления в училище таких студентов…

Вообщем, весёленькое было время!

Ещё одна моя групповая фотка времён туманной юности. Студенты ИУИ. 1989г.Ещё одна моя групповая фотка времён туманной юности. Студенты ИУИ. 1989г.

Я с однокурсниками и одногруппниками. ИУИ, 1990г.Я с однокурсниками и одногруппниками. ИУИ, 1990г.

Студенты ИУИ. Выпуск 1990г.Студенты ИУИ. Выпуск 1990г.

WeChat для связиWeChat для связи 

Мои картины можно купить здесь:

 
Подписывайтесь на наш аккаунт в Instagram и вы станете первыми зрителями наших картин!
 
Уважаемые посетители сайта!

Выставки компании «НООСФЕРА» осуществляются на средства художников, иногда при поддержке ряда организаций и частных лиц. Особенно сложно теперь стало выставляться за границей (дорогие билеты, проживание, питание, аренда зала). Если Вы добились успеха в жизни и не забыли тех, кто Вам помог, и имеете возможность сейчас помочь художникам Иркутска, поддержать наши выставочные программы, нашу международную культурную деятельность, напишите нам на noosphera@bk.ru или позвоните по телефону+79025151493

Также Вы можете оказать необходимое финансовое содействие, купив произведения искусства известных художников из нашей коллекции. 

Будем признательны за любую помощь!

Через эту надежную форму от Яндекс-денег мы принимаем пожертвования для работы сайта и организации выставок художников, которые можно сделать легко и удобно при помощи банковской карты или со своего телефона. Любую сумму, сколько не жалко!

 

Яндекс.Метрика